ПЛАН ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Цель
Задачи:
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
Формы работы:
Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:
Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:
Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Более высокие требования, предъявляемые к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Наиболее неподготовленными к рыночным отношениям оказались выпускники общеобразовательных школ, профессиональных образовательных организаций и высших учебных заведений. Одной из основных причин этого является отсутствие целенаправленной профессиональной ориентации на всех возрастных этапах в системе непрерывного образования.
В связи с этим на школу возложена огромная ответственность по созданию условий формирования и развития компетенций, необходимых школьнику для самостоятельной ориентации и профессионального самоопределения, построения различных вариантов развития профессиональной карьеры в соответствии со своими возможностями, способностями, с учётом требований рынка труда. Специфической особенностью школьной профориентации является то, что профориентационное воздействие на учащихся со стороны субъектов учебно-воспитательного процесса осуществляется систематически на протяжении всех лет обучения. Именно эта особенность предполагает преемственность, последовательность, дифференцированный подход в процессе управления профориентационным процессом школьников
Для решения этих задач в учебном заведении должна сформироваться полноценная, системная профориентация, направленная на постепенное формирование личности учащегося, как субъекта профессионального самоопределения. Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах современного мира труда. Целенаправленно указанные задачи в условиях общеобразовательной школы призвана решать образовательная область «Технология», а одним из методов их решения является профессиональная проба.
Большие перспективы открываются для школьников в связи с интенсивным развитием в России движения JuniorSkills, направленного на создание новых возможностей для профориентации и освоения школьниками современных и будущих профессиональных компетенций на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой отечественный опыт.
Организация работы общеобразовательной организации по профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация в общеобразовательных организациях осуществляется в процессе обучения, внеклассной (внешкольной) деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, службой занятости, предприятиями, организациями и др. Цель школьной профориентации – постепенное формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному планированию, корректировке и реализации личных профессиональных планов. Профессиональная ориентация является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса общеобразовательной организации и призвана последовательно решать комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач с учетом возрастных особенностей учащихся.
У младших школьников (1-4 класс) формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества. Учитель знакомит детей с профессиями родителей и ближайшего производственного окружения, с наиболее распространенными профессиями в процессе изучения предметов, чтения художественной литературы, экскурсий, профориентационных игр и других активизирующих средств профориентационной деятельности.
У подростков (5-7 класс) формируется профессиональная направленность, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии. Этому способствует практическое включение учащихся в различные виды познавательной, трудовой, игровой, общественно полезной деятельности, работу технических, художественных, спортивных кружков, секций, факультативов.
У школьников 8-9 классов в процессе предпрофильной подготовки, ориентационных курсов, групповой и индивидуальной консультационной работы формируется профессиональное самосознание: личностный смысл выбора профессии, умение соотносить цели выбора будущей сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях, собственными личностными ресурсами.
Профориентационная работа на каждом возрастном этапе должна способствовать: – к окончанию начальной школы – формированию положительного отношения к ценности труда, его общественной значимости;
– к окончанию 8-го класса – развитию учебно-профессиональных интересов и склонностей;
– к окончанию 9-го класса – готовности к выбору профиля обучения, обоснованному формированию профессиональных намерений, вариантов получения общего полного образования;
– – к моменту окончания учебного заведения профессионального образования – формированию профессиональной компетентности, готовности к самостоятельному трудоустройству и профессиональной самореализации.
Распределение обязанностей в общеобразовательной организации:
В общеобразовательной организации проводится ежегодное и перспективное планирование с учетом рекомендаций органов управления образованием; оформляются , уголки, стенды соответствующего содержания.
– Руководитель образовательной организации приказом назначает ответственного за профориентационную работу, определяет функциональные обязанности педагогических работников по выполнению профориентации, анализирует деятельность, осуществляет контроль.
– Ответственный за профориентационную работу координирует деятельность педагогического коллектива в области профориентации, планирует работу, устанавливает связи с другими субъектами, проводит анализ результатов трудоустройства выпускников минувшего учебного года. Организует массовые профориентационные мероприятия, осуществляет участие учебного заведения в районных, городских, краевых мероприятиях, обеспечивает работу кабинета профориентации.
– Заместитель директора по учебной работе координирует деятельность методических объединений, преподавателей по разработке содержания, форм и методов профориентации в учебном процессе, анализирует эффективность использования профориентационных возможностей учебных предметов, факультативов; организует повышение квалификации преподавателей, руководителей предметных кружков, факультативов; осуществляет координацию работы по формированию профилей и направлений; организует изучение, распространение и внедрение в практику передового опыта профориентационной работы.
– Заместитель директора по воспитательной работе осуществляет координацию профориентационной работы учебного заведения и учреждений культуры, родителей и общественности, внедрение в практику работы педагогического коллектива передового опыта профориентационной деятельности, контролирует планирование и разработку содержания, форм и методов профориентации.
– Классный руководитель (мастер производственного обучения) координирует деятельность преподавателей, работающих в одной группе, осуществляет систематическое изучение профессиональных намерений учащихся, выявляет отношение учащихся к физическому и умственному труду, различным видам деятельности; обеспечивает их участие в массовых мероприятиях, формирует представления о своих возможностях и способностях, совместно с психологом или профконсультантом изучает профессиональные интересы и склонности учащихся, знакомит учащихся с социально-экономическими характеристиками профессий, формирует представления о рынке труда и профессиях региона, анализирует информацию о реализации выпускниками профессиональных планов.
– Учителя-предметники и руководители кружков и факультативов – осуществляют профессиональную направленность преподаваемых дисциплин, выявляют интересы, склонности и способности учащихся, в том числе и к профессиям, изучаемым в учебном процессе; стимулируют познавательную активность; формируют общие и специальные способности, ценностные ориентации, профессионально важные качества, позитивное отношение к учебному и физическому труду, профессиональной деятельности.
– Библиотекарь осуществляет связь библиотеки учебного заведения с детскими и массовыми библиотеками: комплектование и систематизацию книг по вопросам профориентации и трудовой самореализации, оформляет тематические выставки и информационные уголки профориентационной направленности; организует читательские конференции, диспуты, другие мероприятия, способствующие профессиональной самореализации учащихся.
План работы
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственный |
1 |
Оформление стендов, наглядных пособий, плакатов, методических материалов |
сентябрь |
Ответственный за профориентацию |
2 |
Координирование работы педагогического коллектива |
в течение года |
Ответственный за профориентацию |
3 |
Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год, выявление трудоустройства и поступления в учреждения среднего профессионального образования выпускников 9-го класса. |
сентябрь |
Ответственный за профориентацию, заместитель директора по УВР |
4 |
Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп. |
В течении года |
Ответственный за профориентацию |
5 |
Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации |
в течение года |
Администрация, ответственный за профориентацию |
6 |
Оказание помощи в разработке, организации и проведении воспитательных мероприятий |
в течение года |
Ответственный за профориентацию |
7 |
Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности . |
сентябрь |
Зам. директора по УВР Ответственный за профориентацию |
9 |
Организация для родителей лектория по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении» |
октябрь |
Зам. директора по УВР Ответственный за профориентацию |
10 |
Знакомство с профессиями при классно-урочной системе. Расширение знаний обучающихся о профессиях |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, учителя-предметники |
11 |
Организация уроков по «Мир профессий» |
в течение года |
Ответственный за профориентацию |
12 |
Организация и проведение классных часов по профориентации |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, классные руководители |
13 |
Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами: обеспечение участия в проектно-исследовательской деятельности (конкурсах, выставках, фестивалях) |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, учителя-предметники, зам. директора по ВР |
14 |
Организация и проведение занимательных викторин и бесед с использование ИКТ |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, библиотекарь |
15 |
Организация экскурсий на предприятия |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, классные руководители |
16 |
Организация и проведение встреч с представителями |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, классные руководители |
17 |
Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации |
в течение года |
Ответственный за профориентацию, классные руководители |
18 |
Классный час «В мир профессий» |
Март-апрель |
Ответственный за профориентацию, классные руководители |
19 |
Игра по профориентации |
в течение года |
Классные руководители |
20 |
Дискуссии «Успех в жизни» |
сентябрь |
Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители |
21 |
Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий на предприятия и учреждения среднего профессионального и высшего образования. |
в течение года |
Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители |
22 |
Игра «Я – лидер» |
в течение года |
Педагог-организатор |
23 |
Информационный час «Свободное время с пользой» |
|
Классные руководители |
24 |
Тренинг «Я и другие» |
|
вожатый |
26 |
Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся |
|
профориентатор |
27 |
Защита проектов “Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана” “Ступени мастерства” “Мои жизненные планы, перспективы и возможности” |
апрель |
профориентатор |
28 |
Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации |
В течении года |
зам. директора по ВР профориентатор |
29 |
Размещение информации по профориентационной работе на школьном сайте |
В течении года |
профориентатор |
30 |
Рассмотрение вопросов профориентационной работы на педсоветах школы. |
В течении года |
профориентатор |
31 |
Организация для педагогов профконсультации по изучению личности школьника. |
сентябрь |
психолог |
32 |
Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий учащимися. |
В течении года |
профориентатор классные руководители |
33 |
Родительские собрания в 9 классе по подготовке к ИА |
Январь- май (ежемесячно) |
зам. директора по УВР профориентатор |
34 |
Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профессиональной направленности |
В течении года |
Заместитель директора по ВР, , профориентатор |
35 |
Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся по профориентации. |
январь |
профориентатор |
36 |
Проведение конкурса рисунков: «Моя будущая профессия». |
8 класс |
профориентатор |
37 |
Использование в профориентационной работе Internet-ресурсов |
В течении года |
профориентатор |
38 |
Оформление информационных стендов по профессиональной ориентации в учебных кабинетах, их обновление |
В течении года |
профориентатор |
40 |
Информирование обучающихся и их родителей о проблемах занятости на местном и региональном рынке труда. |
|
профориентатор |
41 |
Общешкольные собрания 9-том классе «Профориентационное пространство» |
Декабрь-апрель |
профориентатор |
42 |
Декада профориентации |
февраль |
Зам. Директора по ВР Профориентаатор Классные руководители |
43 |
Мотивация успеха, боязнь неудачи. |
май |
психолог |
Работа психолого-педагогической службы сопровождения |
|||
1 |
3 класс
|
В течении года |
профориентатор
|
|
4 класс
|
В течении года |
|
|
5 класс
|
В течении года |
|
|
6 класс
|
В течении года |
|
|
7 класс
|
В течении года |
|
2 |
8- класс
|
В течении года |
профориентатор
|
3 |
9 класс
|
В течении года |
Профориентатор
|
4 |
Проведение лекций и бесед психологической и медико-социальной тематики («Психологические основы выбора профессии», «Здоровье и выбор профессии») |
В течение года |
медицинский работник |
Планирования профориентационной работы классным руководителем
Контингент |
Форма работы |
Ответственные |
Ожидаемый результат |
|
|
|
1 – 4 классы |
|
|||
Учащиеся 1 – 4 классы
|
Знакомство с профессиями в процессе обучения (уроки трудового обучения и др.);
|
Учитель начальных классов, учитель предмета «Технология» |
Расширение кругозора о мире профес- сий |
|
|
Беседы, классные часы с элементами игры о важности труда в жизни людей, о профессиях родителей (в т.ч. с приглашением родителей), истории вещей, которые окружают детей и др. Примерная тематика: «Мир моих интересов», «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Профессии наших родителей», «О профессиях разных, нужных и важных», «Путь в профессию начинается в школе», «Моя мечта о будущей профессии», «Труд на радость себе и людям», «Сто путей, сто дорог» и т.д.) |
Учитель начальных классов |
Формирование положительного отношения к ценности труда, его общественной значимости
|
|
||
Распределение общественных поручений (библиотекарь, Цветовод и т.п.) |
Учитель начальных классов |
Формирование положительного отноше- ния к труду |
|
||
Конкурсы
|
Учитель начальных классов |
Развитие творческих способностей
|
|
||
Экскурсии (например, школьная столовая, школьные мастерские, медицинский пункт, библиотека, почта, магазин и др.) |
Учитель начальных классов |
Расширение кругозора о мире профессий |
|
||
Игры Познавательные и профориентационные игры и упражнения («Волшебный мешочек», «Профессия на букву…», «Кто использует в работе», «Угадай профессию» |
Учитель начальных классов |
Развитие мотивации к учёбе и труду |
|
||
|
«Ассоциация» и др.) |
|
|
Ведение школьниками «Профессионального портфолио» |
Учитель начальных классов, учитель предмета «Технология» |
Актуализация формирования интереса к познанию и ми- ру труда |
|
Родители (законные представители) 1 – 4 классы
|
Классные родительские собрания по темам:
|
Учитель начальных классов, педагогпсихолог |
Повышение информационной компетентности родителей |
Педагоги 1 – 4 классы
|
Семинар для учителей начальных классов: «Активизирующие методы профориентационой работы в начальной школе. Ознакомительные игры»
|
Ответственный за профориентацию
|
Повышение психологопедагогической компе- тентности |
5 – 8 классы |
|||
Учащиеся 5 – 8 классы
|
Серия классных профориентационных часов, бесед согласно возрастным особенностям Примерная тематика: «Сто дорог - одна твоя»; «Как претворить мечты в реальность»; «К чему люди стремятся в жизни»; урок-дискуссия «Самая важная профессия»; «Этот огромный мир профессий (классификация профессий по предмету труда); «Профессия и призвание»; «Роль знаний в выборе профессии»; «Выбери свою профессию», «Что важнее: Кем быть или каким быть?»; «Кто и что оказывает влияние на выбор профессии?»; «Самообразование, саморазвитие и выбор профессии», «С чего начать профессиональную карьеру» и др. |
Классный руководи- тель |
|
Экскурсии (в т.ч. видеоэкскурсии): 5 класс:
|
Классный руководи- тель; Ответственный за профориентацию
|
Повышение профессиональноинформационной компе- тентности |
|
8 класс: В профессиональные учебные заведения города (села), района (колледж (техникум), профессиональный лицей). |
|
|
Конкурсы Примерная тематика: конкурс декоративно-прикладного творчества, технического творчества; рисунков, на лучшую стенгазету, на лучший оформленный уголок профориентации в пространстве класса; к 8 марта «Молодые хозяюшки» (5-6 классы); сочинений «Моя будущая профессия», «Самая лучшая профессия»; КВН «Все работы хороши – выбирай на вкус!»; «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером», «Защита профессий» и др. |
Ответственный за профориентцию; Классный руководитель
|
Актуализация самоопределения |
|
Развлекательно-познавательные и профориентационные игры, в т.ч. в пришкольных летних лагерях:
|
Классный руководитель |
Актуализация самоопределения |
|
Встречи с представителями различных профессий на классных часах (в т.ч. с привлечением родителей) |
Классный руководитель |
Повышение профессиональноинформационной компе- тентности |
|
Диагностика с целью выявления профессиональной направленности в форме группового консультирования:
|
Классный руководи- тель; |
Осознание своих интересов, способностей с ориентацией на будущую про- фессиональную деятель- ность |
|
Вовлечение обучающихся (с учётом возрастных особенностей) в специально организованную деятельность (учебные курсы, кружки по интересам, волонтёрство в младших классах, практикумы, тренинги, профессиональные пробы, самодиагностика, составление портфолио достижений и самопрезентация и др.) |
Классный руководитель |
Формирование осознанного подхода к выбору будущей профессии |
|
Индивидуальные и групповые профконсультации по вопросам выбора профессии, профиля обучения |
Классный руководитель, психолог |
Оказание помощи в процессе профессионального |
|
|
|
самоопределения |
Участие школьников в пятой трудовой четверти (ученические трудовые бригады, работа на пришкольном участке и др.) |
Классный руководитель; Заместитель директора по ВР |
Получение практических навыков в определённых видах дея- тельности |
|
Родители (законные представители) 5 – 8 классы
|
Общешкольные родительские собрания (Приложение 2) Классные родительские собрания:
(7 класс);
|
Классный руководитель:
(медработник) |
Повышение профессиональноинформационной компетентности родителей |
Педагоги 5 – 8 классы
|
Семинары (примерные темы):
|
Ответственный за профориентацию, психо- лог |
График проведения семинаров
|
Профконсультации по изучению личности школьника: «Исследование готовности учащихся к выбору профессии» (5 – 6 классы); «Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся» (7– 8 классы) |
Психолог |
График кон- сультирования |
|
9 класс |
|||
Учащиеся 9 класс
|
Тематические классные часы, беседы по профориентации Примерная тематика: «Многообразие мира профессий», «Представление о себе и проблема выбора профессии», «Здоровье и выбор профессии», «Ситуация на рынке |
Классный руководитель, ответственный за профориентационную |
Повышение профессиональноинформационной компе- тентности |
|
труда», «Личностные регуляторы выбора профессии» и др. |
работу |
|
Занятия на профориентационных курсах* в рамках предпрофильной подготовки, элективных курсов (в т.ч. занятия на факультативах, в группах профессионального самоопределения, кружках, клубах по интересам и др.).
|
Ведущий курса |
Обучение школьников способам и приемам принятия адекватных решений о выборе индивидуальной траектории образовательного и профессионального маршрутов |
|
Проведение психодиагностического минимума для обучающихся 9-м классе с целью исследования профессиональных интересов и определения профессионального типа личности*:
|
Классный руководи- тель;
|
Предварительный вы- бор профессии и дальнейшего профиля обучения с учётом своих интересов, способностей |
|
Конкурсы общешкольные (например, на лучший стенд (уголок) по профориентации; лучшее фото (видеоролик, электронную презентацию) о профессиях; защита профессии и др.) |
Ответственный за профориентационную рабо- ту |
Актуализация профессионального самоопределения |
|
Участие в районных (городских), краевых массовых профориентационных мероприятиях (конкурсы, «Дни открытых дверей», выставки образовательных услуг «Мир профессий», деловые игры и др.) |
Ответственный за профориентационную рабо- ту |
Содействие осознанному выбору про- фессии |
|
Тренинги, игры, упражнения по актуализации профессионального и личностного самоопределения, проектированию своего профессионального будущего, выбору альтернативных вариантов получения профессии |
Ответственный за профориентационную рабо- ту |
Актуализация профессионального самоопределения |
|
Экскурсии
|
Ответственный за профориентационную работу, Классный руководитель |
Содействие осознанному выбору про- фессии |
|
Встречи с представителями различных профессий, в т.ч. с выпускниками школ с успешной профессиональной карьерой (профессионалами своего дела), со специалистами службы занятости |
|
Повышение профессиональноинформационной компе- тентности |
Профессиональные пробы с использованием материально-технической базы УПК, мастерских профессиональных учебных заведений и предприятий (при наличии возможностей и условий) |
|
Содействие приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника; выбору профиля обучения |
|
Индивидуальные и групповые профконсультации по вопросам выбора профиля обучения и профессии в дальнейшем, адаптации в профильных классах, профессионального образовательного маршрута |
Педагогпсихолог, ответственный за профориентацию |
Оказание помощи в процессе профессионального самоопределения |
|
Составление портфолио достижений и самопрезентация |
Классный руководитель |
Формирование осознанного выбора про- фессии |
|
Родители (законные представители) 9 класса
|
Общешкольные родительские собрания (Приложение 2) Классные родительские собрания (примерная тематика):
|
Классный руководитель |
Повышение профессиональноинформационной компе- тентности |
Педагоги 9 класс
|
Семинары (примерные темы):
|
Ответственный за профориентацию |
График про- ведения |