"Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімі Тастыөзек ауылының негізгі орта мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное Государственное учреждение "Основная средняя школа села Тастыозек отдела образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

ЕРЕЖЕ кәсіптік бағдар беру жұмысы туралы

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о профориентационной работе

КММ «Основная средняя школа

села Тастыозек»

 

1. Общее положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано согласно Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года №319-III Об образовании (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2014г.), «Методическими рекомендациями по проведению профессиональной ориентации» Министерства образования и науки Республики Казахстан и Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 мая 2014 года и ежегодного Послании Касым-Жомарт Токаева: «особое значение приобретает ранняя профессиональная ориентация детей. Подрастающее поколение должно быть осознанным в выборе будущей профессии».

1.2. Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения обучающихся.

1.3. Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

1.4. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

1.5. Профориентация в широком смысле слова это система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая обоснованный выбор профессии.

1.6. Основные понятия:

Профессия (от лат. «professio» – официально указанное занятие, специальность) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека. Ориентация – умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

Профориентация (в узком смысле слова) – целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле – длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

1.7. В школе профориентационная работа  проводится профориентатором, а также заместителями директора по УВР и ВР, классными руководителями, школьным педагогом-психологом, социальным педагогом, заведующей библиотекой, медицинскими работниками, учителями-предметниками.

1.8. Основные цели профориентационной работы в школе:

1) активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение знаний о мире профессионального труда, формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии;

2) развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;

3) повышение уровня психологической компетенции обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, побуждение потребности в самосовершенствовании.

1.9. Основные задачи профориентационной работы в школе:

1) обеспечить профориентационную направленность учебных программ, пособий и образовательной деятельности в целом, участие в этой работе педагогического коллектива, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций, ТИПО и ВУЗов;

2) организовать системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу с обучающимися;

3) формировать у обучающихся сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого обучающегося, с учетом потребности региона в кадрах;

4) привлечь обучающихся во внеучебное время к различным видам творчества;

5) организовать профессиональное просвещение и консультирование обучающихся, формировать у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах;

6) организовать дифференцированное обучение обучающихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;

7) обеспечить органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профессионального образования;

8) использовать возможности психологической службы школы для организации и проведения профориентационной работы.

1.10. Основные методы профессиональной ориентации:

- информирование – индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное;

- различные современные педагогические технологии и формы.

 

2.  Направления профориентационной работы

 

2.1.  Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

2.2. Профессиональная информация.

2.3. Профессиональное воспитание.

2.4. Профессиональная консультация.

2.5. Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

2.6. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

2.4. Профессиональное консультирование – изучение личности обучающегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

 

3. Принципы профориентационной работы в школе

3.1. Систематичность и преемственность – профориентационная работа не ограничивается работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной классы.

3.2. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3.3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями).

3.4. Взаимосвязь школы, семьи, их и высших учебных заведений, предприятий, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

3.5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

 

4. Реализация  профориентационной работы в школе

 

4.1. Профориентационная работа реализуется через образовательную деятельность, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися, взаимодействие с организациями начального, среднего, профессионально-технического и высшего образования, руководителями предприятий (организаций) и включает в себя следующую структуру деятельности педагогического коллектива:

4.2. Координаторы деятельности, в функции которых входит организация профориентационной работы в школе: 

- педагог-профориетатор,

- поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся;

- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному  самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой школы;

- анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы образовательной деятельности, направленной на самоопределение обучающихся);

- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, дебаты, конференции, анкетирование и т.п.;

- организует посещение обучающимися Дней открытых дверей в профессионально-технических и высших учебных заведениях;

- организует тематические и комплексные экскурсии обучающихся на предприятия;

- оказывает помощь школьному педагогу-психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей (законных представителей) по проблеме самоопределения;

- организует встречи обучающихся с выпускниками школы – студентами высших и профессионально-технических учебных заведений;

- проведение совещаний, заседаний педагогических советов с обсуждением проблемы профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

- организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

заместители директора школы по УВР

- контроль своевременного повышения компетентности классных руководителей, учителей начальной школы, учителей-предметников, в области самоопределения обучающихся;

- контроль деятельности классных руководителей, учителей-предметников, по проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения обучающихся;

- контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки обучающихся.

4.3 Классный руководитель, опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки самоопределения обучающихся конкретного класса. В плане следует отражать разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников:

- ведет психолого-педагогическое наблюдение склонностей обучающихся: данные наблюдения, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте учащихся (портфолио);

- помогает обучающимся моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, анализировать собственные достижений, составлять собственное портфолио;

- проводит родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.
         4.4.  Учителя-предметники на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:

- показывают обучающимся роль труда в жизни человека;

- вовлекают обучающихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);

- знакомят обучающихся с миром профессий;

- способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, эссе и т.д.;

- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

- проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей обучающихся.

Педагог-психолог – проводит психологическую диагностику по выявлению личностных особенностей учащихся, выявляет условия, затрудняющие становление личности, и посредством психопрофилактики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает психологическую поддержку учащимся, учителям, родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных, профессиональных и других проблем; проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую; проводит мероприятия, способствующие успешной адаптации в учебном заведении профессионального образования; совместно с другими педагогами  или профконсультантами проводит профориентационную работу; формирует психологическую культуру школьников, учителей, родителей.

Библиотекарь осуществляет связь библиотеки учебного заведения с детскими и массовыми библиотеками: комплектование и систематизацию книг по вопросам профориентации и трудовой самореализации, оформляет тематические выставки и информационные уголки профориентационной направленности; организует читательские конференции, диспуты, другие мероприятия, способствующие профессиональной самореализации учащихся.


 5. Организация профориентационной работы в школе

 

5.1. Профориентационная работа в школе реализуется в соответствии с утвержденным директором школы планом.

5.2. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников выделены следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:

5.2.1. 1-4 классы: 

- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности.

5.2.2. 5-8 классы: 

развитие у школьников личностного интереса к профессиональной деятельности;

- формирование образа «Я»;

- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре.

Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

5.2.3. 9-10 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и предпрофильных курсов;

- групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения.

 

Жаңартылған күні: 23.11.2022 10:49
Құрылған күні: 23.11.2022 10:49

Текст