ПОЛОЖЕНИЕ
о профориентационной работе
КММ «Основная средняя школа
села Тастыозек»
1. Общее положения
1.1. Настоящее Положение разработано согласно Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года №319-III Об образовании (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2014г.), «Методическими рекомендациями по проведению профессиональной ориентации» Министерства образования и науки Республики Казахстан и Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 мая 2014 года и ежегодного Послании Касым-Жомарт Токаева: «особое значение приобретает ранняя профессиональная ориентация детей. Подрастающее поколение должно быть осознанным в выборе будущей профессии».
1.2. Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения обучающихся.
1.3. Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
1.4. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
1.5. Профориентация в широком смысле слова это система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая обоснованный выбор профессии.
1.6. Основные понятия:
Профессия (от лат. «professio» – официально указанное занятие, специальность) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека. Ориентация – умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
Профориентация (в узком смысле слова) – целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле – длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
1.7. В школе профориентационная работа проводится профориентатором, а также заместителями директора по УВР и ВР, классными руководителями, школьным педагогом-психологом, социальным педагогом, заведующей библиотекой, медицинскими работниками, учителями-предметниками.
1.8. Основные цели профориентационной работы в школе:
1) активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение знаний о мире профессионального труда, формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии;
2) развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
3) повышение уровня психологической компетенции обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, побуждение потребности в самосовершенствовании.
1.9. Основные задачи профориентационной работы в школе:
1) обеспечить профориентационную направленность учебных программ, пособий и образовательной деятельности в целом, участие в этой работе педагогического коллектива, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций, ТИПО и ВУЗов;
2) организовать системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу с обучающимися;
3) формировать у обучающихся сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого обучающегося, с учетом потребности региона в кадрах;
4) привлечь обучающихся во внеучебное время к различным видам творчества;
5) организовать профессиональное просвещение и консультирование обучающихся, формировать у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах;
6) организовать дифференцированное обучение обучающихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
7) обеспечить органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профессионального образования;
8) использовать возможности психологической службы школы для организации и проведения профориентационной работы.
1.10. Основные методы профессиональной ориентации:
- информирование – индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное;
- различные современные педагогические технологии и формы.
2. Направления профориентационной работы
2.1. Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
2.2. Профессиональная информация.
2.3. Профессиональное воспитание.
2.4. Профессиональная консультация.
2.5. Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
2.6. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
2.4. Профессиональное консультирование – изучение личности обучающегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
3. Принципы профориентационной работы в школе
3.1. Систематичность и преемственность – профориентационная работа не ограничивается работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной классы.
3.2. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3.3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями).
3.4. Взаимосвязь школы, семьи, их и высших учебных заведений, предприятий, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
3.5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).
4. Реализация профориентационной работы в школе
4.1. Профориентационная работа реализуется через образовательную деятельность, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися, взаимодействие с организациями начального, среднего, профессионально-технического и высшего образования, руководителями предприятий (организаций) и включает в себя следующую структуру деятельности педагогического коллектива:
4.2. Координаторы деятельности, в функции которых входит организация профориентационной работы в школе:
- педагог-профориетатор,
- поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся;
- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой школы;
- анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы образовательной деятельности, направленной на самоопределение обучающихся);
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, дебаты, конференции, анкетирование и т.п.;
- организует посещение обучающимися Дней открытых дверей в профессионально-технических и высших учебных заведениях;
- организует тематические и комплексные экскурсии обучающихся на предприятия;
- оказывает помощь школьному педагогу-психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей (законных представителей) по проблеме самоопределения;
- организует встречи обучающихся с выпускниками школы – студентами высших и профессионально-технических учебных заведений;
- проведение совещаний, заседаний педагогических советов с обсуждением проблемы профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
- организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
заместители директора школы по УВР
- контроль своевременного повышения компетентности классных руководителей, учителей начальной школы, учителей-предметников, в области самоопределения обучающихся;
- контроль деятельности классных руководителей, учителей-предметников, по проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения обучающихся;
- контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки обучающихся.
4.3 Классный руководитель, опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки самоопределения обучающихся конкретного класса. В плане следует отражать разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников:
- ведет психолого-педагогическое наблюдение склонностей обучающихся: данные наблюдения, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте учащихся (портфолио);
- помогает обучающимся моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, анализировать собственные достижений, составлять собственное портфолио;
- проводит родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.
4.4. Учителя-предметники на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:
- показывают обучающимся роль труда в жизни человека;
- вовлекают обучающихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);
- знакомят обучающихся с миром профессий;
- способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, эссе и т.д.;
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей обучающихся.
Педагог-психолог – проводит психологическую диагностику по выявлению личностных особенностей учащихся, выявляет условия, затрудняющие становление личности, и посредством психопрофилактики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает психологическую поддержку учащимся, учителям, родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных, профессиональных и других проблем; проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую; проводит мероприятия, способствующие успешной адаптации в учебном заведении профессионального образования; совместно с другими педагогами или профконсультантами проводит профориентационную работу; формирует психологическую культуру школьников, учителей, родителей.
Библиотекарь осуществляет связь библиотеки учебного заведения с детскими и массовыми библиотеками: комплектование и систематизацию книг по вопросам профориентации и трудовой самореализации, оформляет тематические выставки и информационные уголки профориентационной направленности; организует читательские конференции, диспуты, другие мероприятия, способствующие профессиональной самореализации учащихся.
5. Организация профориентационной работы в школе
5.1. Профориентационная работа в школе реализуется в соответствии с утвержденным директором школы планом.
5.2. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников выделены следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:
5.2.1. 1-4 классы:
- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности.
5.2.2. 5-8 классы:
- развитие у школьников личностного интереса к профессиональной деятельности;
- формирование образа «Я»;
- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре.
Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
5.2.3. 9-10 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и предпрофильных курсов;
- групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения.