Профориентация – главный шаг к успешному будущему наших детей
Более 70 процентов вакансий на рынке труда составляют рабочие и технические специальности.
Каракат Абден – основатель общественного объединения «Қазақ қызы», председатель Ассоциации частных дошкольных организаций города Астаны.
Образование во все времена являлось основным приоритетом государственной политики. Причины очевидны. Образование позволяет государству вырастить профессиональные кадры, способные внести свою лепту в процесс развития.
Как только ребенок начинает посещать образовательные заведения (дошкольные), с этого момента начинается его формирование. В университете он лишь продолжает усиливать навыки и получать знания в определенных областях.
Учитывая реалии сегодняшнего дня, когда экономики мира сталкиваются с финансовым кризисом, государству необходимо еще более внимательно отнестись к образовательному процессу. Чем больше профессиональных, высокообразованных граждан, тем выше конкурентоспособность государства.
Являясь основателем общественного объединения «Қазақ Қызы» и председателем Ассоциации частных дошкольных организаций города Астана, я на собственном опыте ежедневно сталкиваюсь с вопросами самоопределения подрастающего поколения. Заинтересовавшись вопросом мотивации и причин выбора профессии, я очень много времени отдала собственным исследованиям, которые позже укрепила научными данными.
Cогласно исследованиям, на сегодняшний день, только 10-15 процентов школьников знают, кем они хотят быть в будущем. Соответственно, оставшееся большинство, а это как минимум 85 процентов выпускников, выбирают профессию по принципу «дальше разберемся». И эти 85 процентов – критично огромная цифра.
Согласно статистике, более 70 процентов вакансий на рынке труда составляют рабочие и технические специальности. Однако при выборе профессии школьники и студенты зачастую опираются лишь на престиж учебного заведения и название специальности. И как итог – огромная армия юристов, экономистов, которые сегодня, к сожалению, являются невостребованными на рынке труда.
Например, за последние 12 лет в Казахстане было подготовлено 185 тысяч юристов. При этом качество их подготовки оставляет желать лучшего,
поскольку зачастую ВУЗы преследуют в большинстве своём лишь «коммерческий интерес», и в результате большинство новоявленных юристов к современным условиям жизни не подготовлены и не востребованы на рынке труда.
Для того, чтобы исключить ситуацию с огромным количеством невостребованных специалистов необходимо вводить профориентацию.
В Казахстане только начали говорить о профессиональной ориентации школьников, но пока больших и серьезных шагов в этом направлении ещё не предпринято. Ни в детских садах, ни в общеобразовательных школах с детьми не проводится работа по профдиагностике, преподаватели не владеют ситуацией на рынке труда: не знают, какие профессии сегодня востребованы и необходимы, а также не осведомлены в достаточной степени о новых, современных профессиях. Профориентация попросту не развита и в профессиональных учебных заведениях.
Внедрение профориентации позволит школьникам раскрыть способности и таланты, определиться с той профессиональной сферой, где бы они смогли бы реализовать весь свой потенциал. Такую работу необходимо проводить уже на этапе дошкольных организаций и усиливать в средней школе. Например, во Франции профориентация учащихся начинается с первого класса школы и продолжается в течение всего процесса обучения. В США этот процесс начинается еще с дошкольных учреждений. Специальные тесты по оценке профессиональных способностей человека, разработанные американским психологом Мюнстербергом, проходят дети в возрасте от пяти до четырнадцати лет. Все это позволяет не только ознакомиться с профессиями, но и спланировать будущую успешную карьеру.
В настоящее время в Казахстане осуществляется деятельность по перестройке и активизации профориентационной работы. Первые шаги заложены в законе «Об образовании». В нем профессиональную ориентацию рассматривают как предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Если эта работа будет выполнена квалифицированно, как задумано разработчиками, то в будущем Казахстан сможет максимально сократить количество безработной молодежи, которая так и не смогла найти своего места в жизни.