Тема урока: Изготовление и применение картона. «Пингвины
на льдине» – оригами.
Цель урока: Формирование личности учащегося на основе трудовой
деятельности. Формирование жизненно важных навыков в процессе трудового обучения.
Задачи урока:
Оборудование, наглядность, ТСО:
Тип
урока: урок усвоения
навыков и умений;
Методы
преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________
Методы
учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый;
___________________________________________________
Этапы и структура урока.
1 |
Организационный момент. Эмоциональный настрой. |
|
Ёлочка о своём превращении в бумагу. В лесу густом и тёмном Ёлочка жила. И выше и стройнее всех она была. Была она прекрасною в солнечных лучах, В своих великолепных зелёных кружевах. Но вот пришли машины в лес тёмный и густой, И Ёлочка упала под острою пилой. Грустила наша Ёлочка о срубленных корнях, И не было той прелести в зелёных кружевах. Вот Ёлочке приснился какой-то страшный сон: Как будто обрубили её со всех сторон И превратили в стружки красивый, стройный ствол. По разным коридорам куда-то он пошёл. Купалась наша Ёлочка в различных веществах, Во многих побывала талантливых руках. И вот когда закончился весь этот страшный сон, Оглядывает Ёлочка себя со всех сторон: «Ах! Я теперь покрашена в различные цвета! В бумагу превратилась я – какая красота!» Учитель. Назовите виды бумаги. (Газетная, рисовальная, обойная, печатная, гофрированная, писчая, промокательная, цветная и другие.) Я предлагаю отправиться в сказку. Жили-были в бумажном царстве разные Бумаги. Жил среди них и Картон. Он считал себя самым важным и был поэтому царём. Подумал как-то Картон. Картон. Зачем мне эти бумаги? Я самый главный и самый прочный, согнуть меня трудно, из меня папки и коробки делают. Выгоню-ка я из своего царства все виды бумаг. Прочь все! Поеду я к другу, в другое царство государство. Нужен билет! Касса. А билетов нет! Ведь, вы Ваше Величество, печатную бумагу из царства выгнали, а из неё билеты делали. Картон. Ну, да ладно! Схожу я в библиотеку, книгу почитаю. Библиотека. А книг нет! Печатная бумага их с собой забрала. Картон. Подумаешь, билетов нет! Я сейчас другу письмо напишу. Слуга! Принесите мне всё для письма! 1-й слуга. К сожалению, Ваше Величество, писчая бумага, на которой письма пишут, в другом царстве живёт. 2-й слуга. Ваше Величество, Ваше Величество, все рисунки из царства исчезли – они нарисованы были на рисовальной бумаге. Повар. Ваше Величество, что же делать, что делать, конфет нет – обёрточная бумага их с собой унесла. Картон. Караул! Караул! Что я наделал?! Оказывается не только я, но и все виды бумаг важны, нам не обойтись без них. Вернитесь, дорогие мои, я вас буду уважать. Выходят все виды бумаг.
|
2 |
Организация рабочего места. |
|
Оборудование рабочего места Давайте проверим рабочее место. Вспомним ещё раз, что нам нужно для урока: – цветная бумага; – картон; – ножницы; – клей; – салфетка; – подкладная клеёнка.
|
3 |
Беседа по содержанию урока. Постановка учебной задачи. |
|
Во вводной беседе с помощью наводящих вопросов (Какие виды бумаги вы знаете? Какие изделия изготовляют из бумаги? Из какой бумаги изготовлены тетради, альбомы для рисования, учебники? И т. д.) учитель обобщает и расширяет знания учащихся о видах бумаги и ее назначении. Дети устанавливают, что бумага и тонкий картон широко используются для изготовления самых разнообразных изделий (тетрадей, альбомов, газет, журналов, книг, пакетов, конвертов, обоев, коробок и многих других изделий). Бумажная промышленность выпускает большое количество различных видов бумаги (газетной, чертежной, писчей, упаковочной, фотографической, кальки, промокательной и т.д.).
Рассматривая под руководством учителя образцы бумаги, дети устанавливают, что она бывает тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, белая, цветная, прозрачная, непрозрачная и т. д. Сравнивая и анализируя образцы бумаги, учащиеся знакомятся с различными ее видами и назначением.
|
|
Анализ конструкции образца На память о нашем путешествии мы сделаем вот такую аппликацию. (Показ) Она будет несколько необычная, главные её герои будут выполнены методом оригами. – Давайте посмотрим, из скольких деталей сделана фигурка пингвина? (Одной.) – Как вы думаете, какой формы была деталь, пока её не сложили? (Квадрат.) – Что это за фигура квадрат? (Свойства квадрата.) – Я брала квадратик 10 см, а если взять квадратик большего размера получится ли такой пингвин? (Да, Только больше размером.) – Размер квадратика не влияет на нашу модель, но мы должны помнить, что размеры пингвина должны соответствовать размерам основы. (Показ.) – Как соединим модель с основой? (Мы её приклеим за всю поверхность – это аппликация.) Анализ технологии изготовления – Из какого материала мы будем делать? (Из цветной бумаги.) – Тонкую цветную бумагу удобно складывать. Наметим план. (Вывешивается инструктивная карта-схема.) – Что сделаем сначала? (Разметим сгибанием квадрат, лишнюю часть отрежем.) – Давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами. – Далее будем складывать по схеме. – А как завершим работу? (Приклеим модель к основе.) – А что возьмём за основу? (Картон.) – Почему картон, а не цветную бумагу? (Бумага выгибается, приобретает не эстетичный вид. Картон не будет деформироваться при контакте с клеем.) – Вспомним правила работы с клеем.
|
|
Правила обращения с ножницами |
|
|
|
|
4 |
Практическая работа. |
|
Самостоятельная работа с фронтальным показом – Сейчас мы будем выполнять работу, чтобы всё получилось хорошо, вы должны чётко работать по схеме. 1. Возьмём полоску чёрной бумаги, разметим сгибанием квадрат. Место сгиба, говоря на специальном языке, называется фальц. (Вывешивается табличка с термином.) Фальцевать – сгибать в определённом порядке. (Вывешивается табличка с термином.) 2. Взяли ножницы отрезали лишнюю часть. Положили ножницы. Далее поэтапно идет показ и выполнение работы.
|
5 |
Физкультминутка. |
6 |
Продолжение практической работы. |
|
|
7 |
Итог урока. Выставление оценок. |
|
– С какими новыми терминами познакомились? – Как мы выполняли работу, чтобы не пропустить какое либо действие? (По схемам.) – Что ещё вы запомнили на уроке? Показ работ – Вы сегодня хорошо работали. Домашнее задание – Можете продолжить работу, можно придумать к своей аппликации весёлую историю про пингвинов.
|
8 |
Рефлексия |
|
Урок:
|