"Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімі Тастыөзек ауылының негізгі орта мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное Государственное учреждение "Основная средняя школа села Тастыозек отдела образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Честь и достоинство

20.11.2017

Классный

час «Честь и достоинство - прежде всего»

 

Честь – жизнь моя,

Они в одно срослись,

И честь утратить для меня,

Равно утратить жизнь.

(Шекспир)

 



Цели:

1) раскрыть моральную сущность чести и достоинства человека;

2) воспитывать чувство ответственности за свои поступки, следуя

нравственным правилам жизни.



Задачи:

Образовательные:

  • способствовать формированию
  • понятий: честь и достоинство;
  • учить участвовать в дискуссиях:
  • слушать собеседника и излагать свои мысли.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию
  • моральных качеств: честь и достоинство;
  • воспитывать культуру поведения.

Развивающие:

  • развивать представления
  • обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни
  • личности, общества;
  • находить ответы на вопросы,
  • используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.



Форма проведения:



урок – дискуссия



Оформление доски:

Не сильные лучшие, а честные.

Честь и собственное достоинство – сильнее всего.

Ф. М. Достоевский.



Торгуя честью, не разбогатеешь.

Л.Вовенарг



Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь.

А. Шопенгауэр



Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно

здесь – основа его подлинной чести.

М. Монтель



Подготовительная работа:

выпуск плакатов с надписями афоризмов и высказываний, поиск

видеоматериалов, работа с Интернет-ресурсами (подбор стихотворений и отрывков

из произведений по теме чести и достоинства).

Ход классного часа:

  1. Песня «Совесть, благородство и
  2. достоинство» Булата Окуджавы.

Итак, тема нашего классного часа, который мы проведём в форме круглого

стола, называется Честь и собственное достоинство сильнее всего».

  1. Цели нашей дискуссии следующие:
  2. (слайд 2)

 

  1. В чём же актуальность темы
  2. (слайд 3)?

Проблема формирования чувства чести и собственного достоинства в настоящее

время приобретает особое значение. Происходит активное перераспределение

ценностных ориентаций подростков и молодежи. Во-первых, это связано с

конкретными требованиями к человеку изменяющегося общества. В условиях развития

демократии появились реальные возможности, а главное потребности в формировании

нового типа людей. Ярких, свободных, думающих, предприимчивых, с развитым

чувством чести и собственного достоинства, умеющих постоять за себя и за своих

близких.

Наше время наполнено ритмом и плотным графиком. Создается впечатление, что

все «бегут, бегут, бегут» по жизни смело, напористо и уж очень быстро. В такой

суматохе некогда думать о ближних, чувствах и настроениях других людей. Тут

самому бы не споткнуться на жизненной дистанции, выдержать ритм современной

гонки. И вот мы уже в плену своих забот, эгоизма и себялюбия. Значит, многие

нормы морали уже не усматриваются. Но ведь человек призван прожить на земле,

соблюдая все нравственные нормы и принципы, честно и достойно.

  1. А теперь послушайте и
  2. посмотрите Легенду о чести (слайд 4-13).

 

  1. Итак, мы с вами вплотную
  2. подошли к понятиям честь и достоинство? Какой смысл вы вкладываете в
  3. понятие «честь»? (ответы учащихся), (слайд-14).

Что для вас значит жить достойно?

Как это проявляется в семье?

Если тебе доверили тайну, а ты поделился этим секретом с другими? Это как?

Достойно? Мы- то знаем, что это неприлично. Чужую тайну нужно уметь хранить,

иначе ты можешь потерять доверие того человека, который поделился с тобой.



  1. Ну, что же, ваши доводы и
  2. рассуждения мы приняли к сведению, а теперь давайте послушаем высказывания
  3. классиков о чести и достоинстве (слайды 15-25).



  1. Так в чём же отличие чести и
  2. достоинства (слайды 26-28)?



  1. Как вы думаете, одинаковый ли
  2. смысл понятий чести и достоинства вкладывался в разные периоды жизни (ну,
  3. скажем от древности до наших дней)? Давайте с вами немного окунёмся в
  4. историю трактовки этих понятий в разные времена существования человечества
  5. (слайды 29-37).



Какими качествами должен обладать человек честный и достойный? Подберите

синонимы к словам «честь» и «достоинство». Мы надеемся, что перечисленные

качества присущи и вам, и вашим родным, и вашим друзьям (слайд-38).

Порой человек в погоне за внешним престижем совершает бесчестные поступки,

теряя свое достоинство (слайды 39-45).



  1. Можно ли заслужить честь или
  2. потерять (слайд 46-47)? Вам было дано задание, найти стихи о чести и
  3. достоинстве. Пожалуйста, вам слово. Спасибо. Кроме того, вы должны были
  4. найти из Интернет-источников примеры из произведений, где идёт речь о
  5. поступках, достойных уважения. Есть у вас такие примеры? Как у матери, у
  6. меня возникает двоякое чувство. Возможно, что всю жизнь её будет
  7. преследовать мысль, что она обманула сына. Но в то же время у неё не было
  8. другого выхода, и она хотела, что бы из этой ситуации сын вышел достойно.
  9. Видимо, в этом случае не подействовало высказывание «Лучше горькая правда,
  10. чем сладкая ложь». Ещё есть у кого-то примеры?

Опять же, это был приказ. Как он мог ослушаться? Но ведь он и наказал сам

себя. Ведь мы можем привести множество примеров, когда приходят с

чистосердечным признанием, например, в убийстве, т.е. людей мучают угрызения

совести, и он не могут с этим жить.

 

А теперь давайте обсудим следующие ситуации (слайд 48).

Обсуждение отрывка «Блокадный Ленинград»

(У вас, конечно, первая реакция - как же так? Как такое могла сказать мать,

ведь он принес лишнюю пайку хлеба. Но ведь он принес в дом чужой хлеб.

Жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Даже ребенок должен

давать оценку своим поступкам. А может у этой, бедной женщины не было больше

карточки, этой маленькой капли жизни. А как бы вы поступили на месте этого

мальчика? Представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное

время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что, он на всю

жизнь запомнил, что же такое совесть; запомнил горькие жестокие слова матери. И

поступок, совершенный в детстве, был первым и последним безнравственным

поступком).

Давайте рассмотрим два примера: (слайд 49)

1) В годы войны генерал Власов попал в плен и… сломался. Он дал согласие

сотрудничать с фашистами и для этого организовал армию из пленных. Он предал

свою Родину, свой народ, самого себя.

2) Гордость советской армии генерал Карбышев тоже попал в плен. Допросы,

пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого

генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не

превратился в ледяную глыбу. Два ярких примера. Первый вызывает

отвращение, даже проклятие, а за второго охватывает чувство гордости, восхищения

и скорби. Первый проклят давным - давно, а на примере второго воспитывается

новое поколение с внутренней красотой.

В последнее время очень часто на экранах телевизоров затрагиваются

взаимоотношения учителя и ученика, взаимоотношения между учащимися. Мы

предоставляем вам видеосюжеты для обсуждения.

  1. «Урок без правил». (Мы не будем
  2. обсуждать, кто из них говорит правду. Ведь каждый из них защищал свою
  3. честь. В данной ситуации кто-то из них заслуживает уважения? Что было
  4. недостойно в этих отношениях? Как бы вы поступили?
  5. «В мире животных». (Несколько
  6. человек на одну девочку, унижают собственное достоинство.Возможно, этот
  7. поступок на всю жизнь оставит в душе ребёнка этот след и в последующем, он
  8. потом начнёт мстить за оскорбление).

Видео «Она без руки, он без ноги».

  1. Притчи о достоинстве и чести
  2. (слайд 50-61).



  1. Какие вы можете привести
  2. примеры проявления чести и достоинства в повседневной жизни? (слайды
  3. 62-63).



  1. Какие вы знаете пословицы о
  2. чести и достоинстве? (слайды 64-65).

Закончи пословицы и поговорки (слайд- 66).



  1. В Конституции России есть
  2. статья о чести и достоинстве (слайд-67).



  1. Тест. Вы должны выразить свое
  2. отношение к каждому суждению, содержащемуся в тесте. Ответьте «да», если
  3. вы согласны с утверждением, и «нет», если не согласны. Анализ тестирования
  4. (слайд 68-69).



  1. Итог. Заканчивая сегодняшний
  2. разговор мы надеемся, что тема не оставила вас равнодушными. Безусловно,
  3. главные выводы каждому предстоит сделать самостоятельно.

Хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие

к людям и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного

достоинства и уважает достоинства других.

 

 

  • Хочется
  • завершить наш классный час строками из стихотворения «Человек» Редьярда
  • Киплинга (слайд 70-72)
  •  
  • Останься
  • прост, беседуя с царями,
  • Останься
  • честен, говоря с толпой,
  • Будь
  • прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой.



  1. Желаю вам, чтобы вы из любых
  2. жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью: - Я -
  3. гражданин РК, честь имею!

Гимн РК

  1. Классный час окончен. Всем
  2. спасибо за работу. До свидания.

 

Просмотров: 492


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст