Классный
час «Честь и достоинство - прежде всего»
Честь – жизнь моя,
Они в одно срослись,
И честь утратить для меня,
Равно утратить жизнь.
(Шекспир)
Цели:
1) раскрыть моральную сущность чести и достоинства человека;
2) воспитывать чувство ответственности за свои поступки, следуя
нравственным правилам жизни.
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Форма проведения:
урок – дискуссия
Оформление доски:
Не сильные лучшие, а честные.
Честь и собственное достоинство – сильнее всего.
Ф. М. Достоевский.
Торгуя честью, не разбогатеешь.
Л.Вовенарг
Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь.
А. Шопенгауэр
Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно
здесь – основа его подлинной чести.
М. Монтель
Подготовительная работа:
выпуск плакатов с надписями афоризмов и высказываний, поиск
видеоматериалов, работа с Интернет-ресурсами (подбор стихотворений и отрывков
из произведений по теме чести и достоинства).
Ход классного часа:
Итак, тема нашего классного часа, который мы проведём в форме круглого
стола, называется Честь и собственное достоинство сильнее всего».
Проблема формирования чувства чести и собственного достоинства в настоящее
время приобретает особое значение. Происходит активное перераспределение
ценностных ориентаций подростков и молодежи. Во-первых, это связано с
конкретными требованиями к человеку изменяющегося общества. В условиях развития
демократии появились реальные возможности, а главное потребности в формировании
нового типа людей. Ярких, свободных, думающих, предприимчивых, с развитым
чувством чести и собственного достоинства, умеющих постоять за себя и за своих
близких.
Наше время наполнено ритмом и плотным графиком. Создается впечатление, что
все «бегут, бегут, бегут» по жизни смело, напористо и уж очень быстро. В такой
суматохе некогда думать о ближних, чувствах и настроениях других людей. Тут
самому бы не споткнуться на жизненной дистанции, выдержать ритм современной
гонки. И вот мы уже в плену своих забот, эгоизма и себялюбия. Значит, многие
нормы морали уже не усматриваются. Но ведь человек призван прожить на земле,
соблюдая все нравственные нормы и принципы, честно и достойно.
Что для вас значит жить достойно?
Как это проявляется в семье?
Если тебе доверили тайну, а ты поделился этим секретом с другими? Это как?
Достойно? Мы- то знаем, что это неприлично. Чужую тайну нужно уметь хранить,
иначе ты можешь потерять доверие того человека, который поделился с тобой.
Какими качествами должен обладать человек честный и достойный? Подберите
синонимы к словам «честь» и «достоинство». Мы надеемся, что перечисленные
качества присущи и вам, и вашим родным, и вашим друзьям (слайд-38).
Порой человек в погоне за внешним престижем совершает бесчестные поступки,
теряя свое достоинство (слайды 39-45).
Опять же, это был приказ. Как он мог ослушаться? Но ведь он и наказал сам
себя. Ведь мы можем привести множество примеров, когда приходят с
чистосердечным признанием, например, в убийстве, т.е. людей мучают угрызения
совести, и он не могут с этим жить.
А теперь давайте обсудим следующие ситуации (слайд 48).
Обсуждение отрывка «Блокадный Ленинград»
(У вас, конечно, первая реакция - как же так? Как такое могла сказать мать,
ведь он принес лишнюю пайку хлеба. Но ведь он принес в дом чужой хлеб.
Жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Даже ребенок должен
давать оценку своим поступкам. А может у этой, бедной женщины не было больше
карточки, этой маленькой капли жизни. А как бы вы поступили на месте этого
мальчика? Представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное
время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что, он на всю
жизнь запомнил, что же такое совесть; запомнил горькие жестокие слова матери. И
поступок, совершенный в детстве, был первым и последним безнравственным
поступком).
Давайте рассмотрим два примера: (слайд 49)
1) В годы войны генерал Власов попал в плен и… сломался. Он дал согласие
сотрудничать с фашистами и для этого организовал армию из пленных. Он предал
свою Родину, свой народ, самого себя.
2) Гордость советской армии генерал Карбышев тоже попал в плен. Допросы,
пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого
генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не
превратился в ледяную глыбу. Два ярких примера. Первый вызывает
отвращение, даже проклятие, а за второго охватывает чувство гордости, восхищения
и скорби. Первый проклят давным - давно, а на примере второго воспитывается
новое поколение с внутренней красотой.
В последнее время очень часто на экранах телевизоров затрагиваются
взаимоотношения учителя и ученика, взаимоотношения между учащимися. Мы
предоставляем вам видеосюжеты для обсуждения.
Видео «Она без руки, он без ноги».
Закончи пословицы и поговорки (слайд- 66).
Хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие
к людям и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного
достоинства и уважает достоинства других.
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Гимн РК