Духовное развитие учеников как средство реализации программы
"Рухани жангыру".
Как известно, программа "Рухани жангыру" (духовное просвещение) включает в себя 6 специальных проектов: "Туган жер", "Сакральная география Казахстана", "Казахстанская культура в современном мире", "100 новых учебников", "Перевод казахского языка на латинскую графику", "100 новых лиц", которые реализуются по четырём базовым подпрограммам: "Атамекен", "Тәрбие және білім", "Рухани қазына" и "Ақпарат толқыны".
Сохранить и приумножить духовные и культурные ценности — вот основная цель работы по программной статье президента «Рухани жангыру» - взгляд в будущее.Одним из направлений модернизации общественного сознания является работа по формированию чувства патриотизма. Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, с малой родины.
В жизнь современного образования активно вошло воспитание казахстанского патриотизма. Знакомство с бытом и культурой отчего края, способствует нравственно-эстетическому воспитанию юного поколения, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции воспитанников, а знакомство с героическими делами современников, приобщает к культуре и умственному труду, способствует формированию характера и воспитанию гражданских качеств подрастающего поколения.
Результаты анализа воспитательно-образовательной работы по теме «Наша Родина – Республика Казахстан» показали отсутствие у учащихся высокого уровня знаний символики, традиций и истории родной страны. Это привело к необходимости систематической работы по повышению у учащихся Казахстанского патриотизма и гражданственности.
Работа учителя начальных классов определяет основные пути сложившейся системы патриотического воспитания, её основные компоненты, позволяющие формировать стереотип современного человека в условиях нового общества — «гражданина, патриота своей Родины».При этом учитываются опыт и сложившиеся в школе традиции, современные реалии и проблемы. Тенденции развития нашего государства.
Графически это выглядит так:
I направление: «Я и моя семья»
Основное содержание данного направления — подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.
Дети должны знать свои семейные традиции. Уметь любить и беречь своих близких. Знать свою родословную и уметь ее составлять. Знать понятия «род», «семья», «древо», уметь составлять семейный альбом. Уметь рассказывать о своих близких, друзьях.
II направление: «Я и моя школа»
Основное содержание деятельности — осмысление воспитанником того, что школа является его вторым домом. Прививать любовь к школе. Познакомить с историей школы, ее традициями. Воспитать чувство гордости за родную школу. Формировать у детей осознание своей принадлежности к школьному коллективу, создание атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Знать и выполнять школьные правила.
III направление: «Малая Родина»
Предполагает организацию лекций, праздников, углубление знаний о традициях казахского народа, истории Казахстана. Формирование патриотизма, бережного отношения к прошлому и настоящему.
IV направление: «Народные и государственные праздники»
Данное направление включает в себя изучение народных и государственных праздников, историю их празднования. Воспитанники должны научиться разбираться в жанрах устного народного творчества, уметь использовать в речи пословицы, поговорки.
В дальнейшем планирую ряд мероприятий по реализации программы "Рухани жангыру":
Круглый стол «Великие люди нашей земли»
Беседа «Я – патриот своей Родины»
Конкурс чтецов «Я землю свою воспеваю в стихах»
Конкурс рисунков «Я Родину вижу такой»
Час интересных общений «Прошлое и настоящее» и др.
Система контроля:
Предполагаемый результат деятельности:
— убежденность детей в том, что настоящий гражданин Казахстана любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.
Учащиеся должны уметь самостоятельно