Роль
предмета «Самопознание» в жизни учащихся
Профессия
учителя – самая ответственная. А для учителя самопознания ответственность
двойная. Ему нужно вобрать в себя много Света, чтобы зажечь искорку в
стремлении ученика познать себя, проявить свои лучшие качества,
совершенствоваться. И главная задача учителя самопознания – помочь каждому
ребенку познать себя, свое внутреннее «Я».
Познать
себя….Зачем это необходимо каждому человеку? Почему это очень важно сейчас и
было важно всегда, на протяжении
многовековой истории развития человечества. Вероятно, познание себя необходимо
для того, чтобы дать возможность себе выявить все лучшие качества, заложенные
от рождения в каждом из нас. И не просто выявить, а практиковать их, то есть
проявлять доброту, милосердие, стремиться к к познанию истины, к обретению
внутреннего покоя, к исполнению своего долга, к проявлению бескорыстной любви
ко всему, что нас окружает.
«И
воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать , не передавая
знания, всякое же знание воспитательно», так писал Л.Н.Толстой. Предмет
«Самопознание» ставит своей целью воспитание всесторонне развитой личности.
Особенно важно преподавание предмета с начальных классов. Именно в этом
возрасте у детей просыпается интерес к окружающему миру, познанию жизни.
Ребенок впитывает в себя всю информацию. И поэтому необходимо с детства
формировать в нем нравственные духовные качества, расширять его кругозор и
приобщать к общечеловеческим ценностям. Особенностью уроков самопознания
является то, что на занятиях ведется откровенный разговор с учителем, можно
играть в ролевые игры, в ходе которых исследуются человеческие взаимоотношения.
Такие методические приемы, как разыгрывание сценок, творческая и групповые
работы позволяют выразить свое отношение к происходящему и лучше ладить друг с
другом. Групповая работа укрепляет уверенность в себе, у детей развивается
согласованность в действиях и повышается дисциплинированность. Такая работа
помогает учащимся видеть хорошее в других людях и помогает нам, взрослым, оценить
и понять духовный мир ребенка, его волнения и чувства к окружающему миру.
Применяя различные методы и приемы на уроках самопознания мы вдохновляем
учащихся на умение жить в единстве мысли, слова и дела, руководствоваться
голосом совести. И мы, учителя должны не
только обучать определенному предмету, но развивать духовно-нравственные
качества ребенка через изучение предмета, ведь учительство – это не ремесло, а
творчество.
«Учитель
живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает
учитель».Эти слова К.Д.Ушинского должны стать девизом каждого учителя, а
учителя самопознания в особенности. Дорогие учителя, давайте посмотрим на свой
предмет глазами любви и передадим его своим ученика языком сердца.